Историческая справка о Ушу

Краткая история УШУ
Дела давно минувших дней, приданья старины глубокой…Каменный век…Каменный век идёт. И человек большой несёт топор! В шкуру одет, не чёсан и не брит, и даже мамонт от него бежит…Военное дело в Китае зародилось ещё в каменном веке, когда перед первобытным человеком стояла единственная задача: выжить в борьбе за существование. Вот основные «враги» с которыми ему постоянно приходилось бороться: голод, болезни, холод, дикие хищники и соседние племена. Всё это толкало человека к поиску новых средств и способов выживания. Так появились разные виды оружия: палка, нож, меч, копьё и т.д. Каждый мужчина достигший зрелости, становился войном - охотником, обеспечивая добычу пищи и шкур животных , защиту от хищников и воинственных соседей. А дальше – больше, система защиты «одного» уже в конце каменного века позволила создать систему по подготовке войск, а в Бронзовом вывести на уровень народной физической культуры.

Одной из форм военного обучения в древности была охота. Эти навыки позволяли войну не только научиться метко стрелять, но и требовали физической подготовки, сноровки в расставлении силков и ловушек, умения маскироваться и приучали к длительным переходам. Но самое главное первобытный охотник копировал животных, их повадки, уклад в жизни стаи и даже методы воспитания и обучения, создавая собственные системы обучения и воспитания.

500-600 тысяч лет назад, на заре каменного века, люди занимались собирательством и рыбной ловлей и уже умели изготовлять простейшие рубящие, дробящие, колющие и другие примитивные орудия труда и боевое оружие из камня. Охота и защита от свирепых хищников делали оружие жизненно необходимым. В бою и на охоте шаг за шагом совершенствовалось искусство владения оружием. По-видимому, именно в смертельных схватках и были заложены первые ростки УШУ. 100-400 тысяч лет назад, в эпоху мезолита, появились каменные наконечники, метательные шары и топоры. 10-40 тысяч лет назад получили распространение костяные топоры и наконечники, люди научились изготовлять и затачивать режущие и колющие орудия. 4-7 тысяч лет назад, в эпоху неолита, начали в большом количестве изготовляться каменные топоры, лопаты, ножи, костяные остроги и наконечники для стрел. В позднем неолите в некоторых районах уже встречались медные алебарды, топоры, ножи, копья, наконечники для стрел и другое оружие. Все эти орудия труда и боевое оружие первобытного человека в последствии явились прообразом оружия УШУ. Лук со стрелами, посох, дубина, топор, алебарда, копье, пика, сабля, меч, булава, острога, вилы и тому подобное стало основой для создания так называемых восемнадцати классических видов оружия.

В первобытном обществе межплеменные распри из-за богатства и земель приводили к частым войнам, что, в свою очередь служило толчком к развитию УШУ. Для поражения противника на большом расстоянии применялись лук со стрелами и метательное оружие; в ближнем бою использовались дубины, сабли, топоры, секиры и любые подручные средства, в том числе орудия труда, которые в бою становились грозным оружием. В рукопашных схватках одному воину иногда приходилось противостоять нескольким, а когда оружие выбивали из рук, приходилось вести бой пустыми руками против вооруженного противника. Социальные войны требовали от людей определенной сноровки в обобщении боевого опыта и технического мастерства. Накопленные навыки передавались из поколения в поколение. Практика войн способствовала постепенному обогащению и развитию боевых искусств. УШУ постепенно преобретало облик единоборства, все более отдаляясь от преимущественного занятия первобытного человека ? охоты.

В эпоху Инь и Шан (XV-XI вв. до н.э.) человечество научилось выплавлять бронзу и сразу же появились бронзовые секиры, копья, трезубцы, топоры, алебарды, сабли, мечи и другие виды оружия. Одновременно возникли всевозможные приемы владения этим оружием, связанные с тем, что им можно было рубить, колоть, резать, его можно было метать и т.д. Для повышения боеспособности воинов уже в те времена стали проводиться состязания по боевому искусству.

В Период Чунцю и Воюющих царств появились железные орудия труда, все шире стала применяться в бою конница и пехота. Для эффективного использования этих родов войск оружие с длинной рукояткой укорачивалось, а с короткой ? удлинялось. Таким образом расширялась область применения оружия, а умение и мастерство стали играть главную роль в бою. Не осталась без должного внимания и физическая подготовка воинов. Повсеместное распространение боевых турниров способствовало развитию УШУ. Соревнования требовали серьезнейшего отношения к технике кулачного поединка, в которых применялись атакующие, защитные, контратакующие, обманные и другие тактические приемы. Во времена Цин искусство ведения боя пустыми руками было широко известно под названием цзюэ-ди (бодание или противоборство), а фехтование на мечах было особенно модным.

Стремительное развитие УШУ имело место в эпоху Хань: тогда появились танцы с мечом, саблей, алебардой, с двумя трезубцами и т.д., требующие от исполнителя мастерства. Тогда же появились тао-лу ? формализованные комплексы упражнений. Так что уже в те далекие времена УШУ было весьма распространенным явлением.

В эпоху Южных и Северных династий по социальным причинам в развитии УШУ наступило состояние застоя. Однако с расцветом феодализма в эпоху Суй и Тан происходило возрождение боевых искусств Китая. Самым популярным в те годы был танец с мечом, а наиболее виртуозными его исполнителями считались поэт Ли Бо, военачальник Пэй Мэй и госпожа Гунь Сунь.

В эпоху Сун широко применялось обучение фехтованию в группах. Часто на улицах устраивались поединки по фехтованию и организовывались представления с использованием различных видов УШУ: цзюэ-ди, ши-цюань, ти-туй, ши-бань, нунь-гунь, танцы с саблей или мечом, а также разбивание каменных глыб, стрельба из арбалета и многое другое. Примерно в то же время появилось упражнение да таоцзы (исполнение комплекса тао), танцы с мечом и щитом или с копьем и щитом.

Эпоха Мин и Цин ? это период бурного развития УШУ, возникновение различных направлений и школ, усовершенствование боевого оружия, появление всемирно известных книг по УШУ: «Новая книга об эффекте дисциплины», «Боевой раздел» и др. Эти труды в разной степени описывали искусство кулачного боя, оружие различных школ, процесс развития УШУ, названия приемов, характерные особенности и теоретические обоснования. Многочисленные рифмованные правила и рисунки стали реликвией боевых искусств и бесценны для потомков.

Для периода Китайской Республики (1912-1949) характерно образование множества различных обществ УШУ, что сыграло немаловажную роль в его распространении и развитии.

 
     Ушу - это гибкость мысли и мудрость силы! разработка AmurWeb.ru  
 

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения.

 «Федерация ушу Амурской области» © 2010-2017г.